ИНТЕРВЬЮ C ДИРЕКТОРОМ ГТ КМНС


С 2014 года в Якутии появился свой театр коренных малочисленных народов Севера. Директор театра Василий Слепцов поделился с ЯСИА планами на новый сезон, рассказал об артистах и проблемах.
Василий Слепцов – выпускник кафедры хореографии Арктического государственного института культуры и искусств. Солист народного ансамбля танца «Гулун» с 2007 года, работал заместителем директора театра с 2016 года. Директором республиканского театра коренных народов Севера был назначен в ноябре 2017 года.

 

– Расскажите, как создавался театр и как он изменился за это время?

– Нашему театру официально исполняется пять лет. Он был создан указом главы Якутии в мае 2014 года по итогам съезда КМНС. Поначалу стоял вопрос о присвоении ансамблю «Гулун» статуса государственного. Но решили, что лучше создать театр коренных народов Севера на его основе и показывать в нем культуру и быт малочисленных народов.
Официально мы начали работу 1 сентября, в декабре 2014 года провели торжественное открытие на сцене Саха театра. Наша первая постановка – «Гаса Хунат», спектакль по эвенкийской легенде о девушке-стерхе. Открытие прошло с большим успехом, наш музыкально-танцевальный спектакль понравился зрителям.
Театру были выделены средства на материально-техническое оснащение, зал и два кабинета в бывшем здании колледжа культуры, тогда мы находились на Петра Алексеева.

– Позже вы переехали в Дом народов Севера. Как тут устроились?

– В указе было прописано, что в будущем театр будет базироваться в Доме народов Севера. Здесь были разные организации, агентства, выставочный зал.
В феврале 2016 года нам передали помещение бывшего зала кафе «Туйун», сейчас мы его называем обрядовым залом. Получили мы его в плохом состоянии, это даже нельзя назвать черновым ремонтом. Ни дверей, ни порогов не было, отсутствовали санузлы и канализация, без лампочек и кафеля. Восстанавливали своими силами, на это у нас ушло два года. Обрядовый зал открыт, но там холодно, это помещение не пригодно для репетиций и занятий. Ему требуется капитальный ремонт.
Для занятий мы сделали небольшой зал, для этого нам пришлось снести стены и совместить три переданных нам в 2017 году кабинета. Также нам предоставили актовый зал, который мы переоборудовали силами артистов в концертный зал на 70 мест. Там мы выступаем с нашими спектаклями перед зрителями. Сцена небольшая, да и остальные помещения, но главное, что у нас есть крыша над головой.

 

– Какие проблемы сейчас есть в работе театра?

– У нас острая нехватка штатных единиц – нет своего светооформителя, режиссера по свету, машинистов сцены и других узконаправленных сотрудников. Для постановок приходится привлекать специалистов со стороны, конечно, не за бесплатно. До прошлого года у нас не было светового оборудования, берем в аренду. Учитывая, что у нас билеты стоят 300 рублей, это не очень выгодно, но надо работать в тех условиях, которые у нас есть.

– Театр создавался на основе ансамбля «Гулун», кто сейчас работает в театре?

– Надо сказать, коллектив молодеет. У них много разных задумок, идей. Чтобы попасть к нам, отправляют резюме из колледжа культуры, АГИКИ и других учреждений. Ежегодно наш художественный руководитель Любовь Никитина приглашается на экзамены в хореографический колледж им. Посельских. Она присматривает будущих артистов, в стенах театра мы уже оцениваем танцевальные, вокальные данные, какой у них потенциал. Это долгий и трудоемкий процесс.
Сейчас у нас восемь танцевальных пар и одна вокалистка, известная артистка Синильга.
Нашим режиссером была заслуженная артистка Якутии, актриса театра и кино Матрена Корнилова, сейчас ее, к сожалению, рядом с нами нет. Она сыграла огромную роль в становлении театра.
Стараемся привлекать разных режиссеров, работали с Александром Титигировым, к примеру. Много черновой работы проделывает художественный руководитель. Плюс ко всему, режиссер ставит только драматургическое действие, а хореографию — худрук.

– Как вы стали директором театра?

– В ансамбль «Гулун» пришел в 2002 году, когда был абитуриентом АГИКИ. Тогда набирали курс по направлению «Северный танец». По окончанию учебы в 2007 году стал артистом ансамбля «Гулун». На тот момент он базировался в ДК Кулаковского. Все это время был с Любовью Никитиной, нашим художественным руководителем, узнал много нюансов по организационной работе, старался помогать, как мог.
Когда стал вопрос о выделении помещений в Доме народов Севера, Любови Алексеевне было рекомендовано, что нужно взять на работу заместителя по административно-хозяйственной части. После этого она назначила меня заместителем, в феврале 2016 года. Для меня это было неожиданно. Весной 2017 года она предложила мою кандидатуру в качестве директора. После чего, в октябре этого же года моя кандидатура была согласована и утверждена. Сейчас работаем рука об руку во благо нашего родного театра.

– Расскажите о репертуаре театра.

– Со дня создания поставлено восемь спектаклей, считаю, что это неплохой результат. Мы открыли театр спектаклем «Гаса Хунат», позже по юкагирской легенде «Белые волки» мы поставили спектакль «О чем поешь в ночи, белая волчица?». Есть эвенский спектакль «Нёлтёк». Также в репертуаре есть спектакль «Чучуна», постановка без привязки к народности, исполняется на русском и якутском языках, спектакль «Зов тундры» по либретто Марии Нулгынэт, драматическая «Розовая чайка» Геннадия Дьячкова и «Преданность» по произведению Николая Лугинова «Кустук».
Новый спектакль «Проклятое стойбище» Ольги Фальковой основан на долганском материале. Его поставил артист Саха театра Роман Дорофеев. Это очень интересный спектакль, легенда мистическая и напоминает историю «Перевала Дятлова». Мы планируем организовать несколько показов в Якутске. Возможно, в будущем с этим спектаклем мы примем участие в театральном фестивале.
Среди наших спектаклей есть и классические, и более экспериментальные работы, мы пробуем все жанры. Ставим обязательно на том языке, на котором написана легенда, консультируемся со специалистами.

– В чем заключается сложность в постановке спектаклей?

– Поиск материала – сейчас одна из главных проблем. То, что было написано раньше, уже поставлено в Саха театре, Театре юного зрителя и других еще до нашего основания. Все-таки фольклор основывается на сказаниях, легендах и эпосе, все это надо переделать, художественный руководитель должен очень много материала перечитать, переработать и выбрать. Ставится вопрос о том, чтобы отправить представителей КМНС в центральный вузы России, чтобы они научились писать сценарии, пьесы и заниматься сбором материалов. Это мечта не только наша, но и всех театров республики.
Нам приносят много работ, но не все подходят для театра. Наше дело – чтобы зритель не просто поаплодировал и ушел, а чтобы ушел с воодушевлением, нашел пищу для размышления и обсудил проблему, показанную в сюжете спектакля.
К тому же, нам отдельно нужно работать над хореографией к каждой постановке. Если мы возьмем эвенскую и эвенкийскую культуру, то мы не можем в спектакле показать только круговой танец сээдьэ. Надо придумать какие-то вариации движений и разнообразить пластику, чтобы ее можно было показать на сцене.

– Расскажите о гастрольной деятельности.

– В начале этого года выезжали в Южно-Сахалинск на I Зимние игры «Дети Азии». Режиссер открытия посчитал нужным показать быт народов, проживающих на Севере и Дальнем Востоке. Для этой роли был выбран наш театр. Готовились более двух месяцев. Кроме того, весной нам удалось посетить Булунский район, чего мы не могли добиться в течение трех лет.
А недавно наша труппа прилетела из города Кванджу (Южная Корея), где проходил чемпионат мира по водным видам спорта. Нас официально пригласил оргкомитет, они отправили письмо на имя главы Якутии Айсена Николаева, он своим поручением поддержал нас и республика оплатила перелет. А оргкомитет взял на себя обязательства по проживанию и питанию. Была организована ежедневная концертная программа по полтора часа для зрителей и спортсменов. Как-никак, у «Гулуна» большой танцевальный репертуар. После организаторы заявили о том, что хотят организовать нам турне по Южной Корее. Когда проект реализуется, мы обязательно об этом расскажем.
Сейчас наши артисты находятся, не побоюсь этого слова, на первых больших гастролях по Сахалинской области. В Год театра нас поддержало министерство культуры и духовного развития Якутии, были выделены средства для приобретение авиабилетов, проживание. Много нюансов, которые мы только узнаем, – транспортировка груза, работа грузового терминала. Ведь артисты повезли с собой 400 килограммов декораций, костюмов и реквизита. Это еще пришлось многое оставить, заменили много костюмов из натуральной кожи на более легкие материалы.

– Какой имидж у театра КМНС?

– Пять лет отработали, показали культуру разных народов, в этом году мы планируем постановку по чукотскому материалу. Наша цель – заявить о себе за пределами республики. После просмотров наших спектаклей многие советуют нам выходить на уровень России. Когда-то «Гулун» в числе первых творческих коллективов после «железного занавеса» выехал за пределы республики и много гастролировал за рубежом.
Мы хотим сделать ставку на то, чтобы со следующего года участвовать в разных фестивалях, конкурсах, смотрах с театральными постановками. Хоть у нас и небольшой зал, намерены наращивать аудиторию, в том числе детскую.
У нас самый театральный регион, на один Якутск приходится несколько театров. При этом, у каждого учреждения своя функция, наше творчество не пересекается с постановками других театров – у них свой материал и свой зритель, у нас — свой. Будем рады видеть всех в новом театральном сезоне, он стартует в октябре.